Закрыть ... [X]

Рисунок египетского украшения

25.01.09Скарабей. Священный жук.

египетского Скарабей. Священный жук.

Скарабей (Scarabeus sacer), по-египетски «хепри», один из самых главных символов Древнего Египта. Это небольшой навозный жук черного цвета с металлическим оттенком, представитель семейства Ламелликорнов (Lamellicorns). Обитают на юге Европы, в Передней и Средней Азии и Северной Африке.

священный жук скарабейсвященный жук скарабей

В Египетской мифологии жук скарабей почитался, как священное животное богов Солнца и считался символом созидательной силы Солнца, возрождения в загробной жизни. Египтяне увидели в катании шара символ движения Солнца по небу, а в зубцах на голове жука — подобие солнечных лучей. Они  отождествляли скарабея с таинством сотворения светила и изображали египетского Бога Хепри — творца мира и человека — с головой скарабея.

Египтяне воспринимали жука как космический символ - скарабей, тянущий за собою солнце во время дневного цикла его рождения и смерти на небесном своде. Изначально в космологических концепциях жрецов Гелиополя хепри воспринимался и как заходящее, и как восходящее солнце, а позже стал только встающим светилом: он каждое утро выходил из чрева богини Нут.

Чёрный скарабей, передвигающийся в пыли по земле, мог подниматься в небо благодаря своим прозрачным крыльям, являя собой ещё один образ преображения и воскрешения.

Наблюдая за поведением жука скарабея египтяне заметили, что он обрабатывает бесформенную вязкую массу навоза, настойчиво и упорно перекатывая ее перед собой так, что она постепенно превращается в совершенный круглый шарик - сферу, в которую потом трудолюбивый скарабей откладывает яйца. Появившиеся личинки питаются навозом, из которого сделаны шарики. Слепив навозный шарик, жук катит его с востока на запад и, вырыв норку, прячет его в ней на 28 дней. На 29-й день он отрывает шарик, бросает в воду, и из него появляются детеныши. Все это, а также и то, что скарабей летает в самое жаркое время дня, привело египтян к отождествлению его с Солнцем.

По легендам Солнце возвращается из мира теней и воскресает в свете дня, а маленький жук скарабей, как полагали египтяне, повторяет путь Солнца и также воскресает из собственного навоза, собственного мира теней и разрушения. Солнце — это огненная сфера, несущая в себе зародыш всего живого, и с ним отождествляли шарик скарабея, содержащий в себе семена жизни, зародыши его детенышей. Подобно тому как Солнце совершает путешествие по небу, излучая свет и тепло, создавая условия для возрождения и воскресения импульса жизни во всем сущем, шар скарабея катится с востока на запад до тех пор, пока зародыши не созреют и не родятся для новой жизни.

Жук скарабей был олицетворением и символом одного из древнейших египетских богов Хепри, связанного с сокровенными таинствами Солнца. Бог Ра символизирует дневное Солнце, Атум — ночное, сокровенное, Хепри - божество с головой скарабея - символизирует утреннее, восходящее Солнце. Атум, Ра и Хепри представляют на самом деле три образа, три лица одного и того же вечного божества Солнце. Хепри выполнял функцию демиурга, Творца мира, человека и Вселенной.

«Хепри» переводится как «Возникший из себя самого», «Возникший из своего имени». Кроме того слово «хепри» очень близко к слову «хепер», означающему «превращаться, преображаться». Хепри были в восприятии египтян воплощениями этого священного свойства: постоянно принимать различные формы. Для человека, попавшего после смерти в мир богов, многообразие хеперу – возможных превращений, позволяющих душе изменять свои внешние проявления, описанных в «Книге Мёртвых», - было основным моментом. Из-за всего этого скарабей стал живым образом веры египтян в вечную жизнь души после смерти.

Египтяне считали, что сотворение мира произошло после того, как бог Хепри произнес свое сокровенное имя. Чаще всего в египетской религии встречается двойное божество Атум-Хепри: Атум, «самосотворенный», ночное, сокровенное Солнце Мистерий, проявляет свою силу через Хепри — восходящее Солнце, воскресение и возрождение новой жизни. В «Текстах пирамид» Атума-Хепри называют еще и Амоном — сокровенной душой Солнца, создателем Ра, видимого дневного солнечного диска, творцом и создателем великого бога Осириса.

«Он могущественный единый образ Хепри, родившийся через Хепри, повелитель образа Хепри; когда Он появился, ничего не существовало, кроме Него. Он сиял над землей с незапамятных времен; Он Владыка света и сияния... Когда этот священный Бог создал Себя - небеса и земля были сотворены его сердцем» (из книги «Папирус принцессы Неси-Хенсу»). Хепри всегда символизировал невидимую силу созидания, которая дает толчок для движения, и не только дневному солнечному диску, но также и всему сущему.

священный жук скарабей

Изображение бога Хепри

По легенде, скарабей выходит из ноздрей головы Осириса, погребенной в Абидосе, возвещая таким образом воскресение этого бога из мертвых в мире небесном. С тех пор фигурка маленького жука, без устали катающего свой шарик из навоза, чтобы в нем не погибли семена новой жизни, стала символом импульса возрождения и воскресения, возникающего внутри инертной, но живой материи, готовой начать новое существование.
Хепер - скарабей как великий символ и сильнейший талисман сопровождал египтянина не только на всех этапах его жизни, но и после смерти. Египтяне говорили, что даже тело умершего, разлагающееся после смерти, содержит в себе зародыш новой жизни — бессмертную светящуюся душу, которая после смерти тела, освобождаясь, воскресает в мире ином и продолжает свое путешествие в мире небесном. Поэтому скарабей всегда был символом импульса, который получает душа для небесного полета, для возрождения в мире духовном, после того как в ней начинает умирать и разлагаться все материальное. Он символизировал сокровенную силу Сердца, которую человек должен был пробудить в себе, для того чтобы возродиться, умереть и воскреснуть, победить любую инерцию и вытащить себя из любого болота, преодолеть любые испытания, ожидающие его в жизни и после смерти.

Неслучайно в Египте во время мумификации вместо настоящего сердца в мумию вкладывали сердце из керамики, камня или другого освященного материала с амулетом скарабея наверху или же замещали настоящее сердце фигуркой скарабея из керамики, камня и т. д. Это делали для того, чтобы в теле умершего находился один центральный символ нетленной сущности, бессмертия и Воскресения. Во многих египетских текстах скарабей сердца описывается тонко и красиво как «Бог, обитающий в моем сердце, мой Создатель, мой Владыка, охраняющий свет во мне». Для египтян сердце человека было центром его сознания, глубоких знаний, мудрости и воспоминаний о Вечном. Это была отдельная сокровенная сущность, обитающая в теле и уходящая из него в мир иной вместе с душой после смерти, руководящая всем существованием человека... Недаром в Египте говорили, что сердце человека — это его собственный Бог. Сердце играло важнейшую роль в знаменитой сцене психостазии, или взвешивания души, после смерти на Суде Осириса... На одну чашу весов клалось сердце умершего, сохранившее в себе следы всего хорошего, благородного, но также и всего плохого и разрушительного, совершенного человеком во время жизни на земле. На другой чаше весов было перо Маат, великой богини универсальной справедливости и мудрости. Для того чтобы душа умершего могла продолжать путешествие в Вечности, его сердце должно быть легче пера Маат... А легким оно может стать, лишь только если оно чисто, если оно заполнено светом, порожденным благими деяниями на земле, если оно освобождено от тяжкого груза пороков и бесчестия... Так Скарабей Сердца превращается после смерти в морального свидетеля души умершего и всех его деяний, в судью его собственной совести, от которого зависит его спасение или осуждение...

В Египте изображения и фигурки скарабея встречались почти везде. Они могли быть сделаны из зеленого базальта, зеленого гранита, известняка, зеленого мрамора, голубой глины, фаянса, покрытого пурпурной, голубой, зеленой глазурью, и т. д. В основании фигурки обычно наносили священные символы и изречения, связанные с таинством возрождения. В некоторых случаях скарабей имел человеческое лицо или голову.

священный жук скарабей

Амулеты и фигурки жука скарабея

Амулеты и шкатулки в виде скарабея встречаются при первых двух династиях, в конце IV – начале III тысячелетия до нашей эры. Изображения скарабея украшает многочисленные ювелирные украшения из золота, полудрагоценных камней, эмали и стеклянной массы. Кроме золотых колец ремесленники делали драгоценные украшения, которыми накрывалась грудь умершего, на которых священное насекомое соседствовало с мифическими существами или иероглифическими символами. На них часто можно увидеть скарабея, поддерживающего солнечный диск передними лапками, а рядом с ним – священных кобр или павианов, держащих полумесяц или полную луну, символизирующую бога Джехути. На некоторых амулетах в виде скарабея нанесены надписи, выражающие зависимость человека от спасительной силы божества. Прочитать на них, например, можно: «Амон-Ра вдыхает жизнь в того, кто его любит» или «Нет другого прибежища для сердца, кроме Амона-Ра». Но самым важным амулетом является «скарабей сердца». Он должен быть сделан из полудрагоценного камня зелёного цвета, и со стороны брюшка жука на нём помещают надписи из «Книги Мертвых» - наставления, даваемые сердцу умершего, чтобы помочь последнему пройти сложное испытание – взвешивание сердца Анубисом, - позволяющее попасть на «Поля тростника» и достичь бессмертия.

Иногда на спине скарабея изображались Ладья бога Ра, птица Бенну (Феникс — душа Ра) и глаз Гора. В более поздние времена погребальные скарабеи помещались в фаянсовые нагрудные украшения, выполненные в виде пилонов, на некоторых имелся рисунок красками или рельефное изображение Ладьи Солнца. Скарабей размещался так, чтобы казалось, что он находится в ладье: слева от него находилось изображение Исиды, а справа — Нефтиды, двух сестер-богинь, символизирующих Таинства Неба и Земли и ключи, ведущие к ним.

священный жук скарабей
Крылатый скарабей с солнечным диском из гробницы Тутанхамона. Каир, Египетский музей

Скарабей стал в Египте символом ученика и его пути к мудрости. Подобно тому, как скарабей упорно и настойчиво превращает бесформенную, вязкую массу навоза в шарик, чтобы заложить в него семена жизни, ученик, идущий по Пути Мудрости, должен трансформировать бесформенную и вязкую массу своих недостатков и ограничений в идеальную, совершенную, огненную и прозрачную сферу, отражающую свет Духа. Даже из самой глубокой тьмы, из самого топкого болота можно вырваться, можно воскреснуть, родиться заново, если пробуждается сокровенная сила и мудрость сердца, дающая душе возможность улететь к новым далям, в новую жизнь, в новый этап существования.

священный жук скарабей

Скарабей, имеющий крылья и держащий между своими лапами огненный шар, стал символом нового, молодого, восходящего солнца весны, победившего тьму и воскресшего на свет дня, чтобы принести новый импульс жизни и возобновления. Его два крыла символизируют два глаза — один ночной, видящий в темноте, связанный с Луной, и другой дневной, дающий жизнь всему сущему, связанный с Солнцем. На его спине знаменитый символ тау, в центре которого находится точка, где и встречаются Небо и Земля, шесть направлений пространства, семь основных космических движений. Выполнив свою миссию на земле, скарабей-Солнце расправляет крылья и улетает к бесконечным далям, возвращается на небо к тем истокам, которые породили его.

Так в Египте скарабей стал дорогим, близким душе символом, сопровождавшим любого ученика, помогавшим ему преодолеть самые страшные испытания. Он напоминал ему о том, что в нем есть сокровенное сердце, что его душа может возродиться, воскреснуть, стать подобной восходящему солнцу, победившему тьму и приносящему жизнь, тепло, свет. Он напоминал о небе, о бессмертном, о вечном, о прекрасном, о силе полета, о бесконечных далях, притягивающих его душу... Он пробуждал сокровенные воспоминания и был символом весны, вечной молодости души, живущей за пределами пространства и времени, жизни и смерти.

У нас священный скарабей обычен на юге степной зоны, на Кавказе, в Средней Азии. Это черный, слабо блестящий, уплощенный жук длиной 25—37 мм, его голова и голени передних ног снабжены большими зубцами и служат в качестве инструмента для рытья. Он активен весной; жуки издалека прилетают на кучу свежего навоза и делают из него шары, пользуясь передними ногами как лопатой и резцом. Шары делают и самцы и самки; готовые шары они катят в сторону от навозной кучи, причем нередко отнимают и воруют их друг у друга. Чаще всего навозные шары служат обычной пищей - жук зарывает навозный шарик в землю, закапывается вместе с ним, и в течение нескольких дней съедает его целиком, после чего отправляется за новой порцией навоза. Для откладки яиц, по наблюдениям Фабра, делаются особые шары, как правило, из овечьего навоза. Такие шары самка поодиночке зарывает в землю, в норке переделывает шар в «грушу» и в ее узкую часть откладывает яйцо. Личинка питается навозным содержимым груши, но не трогает ее стенки, а в случае, если в стенке появится трещина, сразу заделывает ее своими испражнениями. Съев весь запас пищи, личинка окукливается, а еще примерно через месяц появляется жук, который, однако, только следующей весной выходит на поверхность.

священный жук скарабей

Скульптура жука скарабея (зоопарк, Лондон)

О жуках скарабеях можно почитать в этих книгах:
Мифы народов мира. 1994.
Энциклопедия. Москва.
Fabre J.H. 1879-1897.
Souvenirs entomologiques. Paris.
Laicharting J.N. 1781.
Verzeichniss und Beschreibung der Tyroler-Insecten. Bd. 1. Kaeferartige Insecten. 176 S.
Linnaeus C. 1758.
Systema naturae per regna tria nature (etc.). Ed. X. 823 p.
Кабаков О.Н. 1980.
Ревизия жуков рода Scarabaeus L. (Coleoptera, Scarabaeidae) фауны СССР // Энтомол. обозр., т. 59, вып. 4, с. 819-829.
Пузанова-Малышева Е.В. 1956.
Поведение жука скарабея - Scarabaeus sacer L. (Coleoptera, Scarabaeidae) // Труды Всесоюзн. энтомол. общ-ва, т. 45. М.-Л. С. 51-71
Расницын А.П. 1980.
Класс Scarabaeoda. В: Историческое развитие класса насекомых. Труды ПИН, т. 175. Москва. С. 20-127.
Фабр А. 1905.
Инстинкт и нравы насекомых. Т. 2. СПб. 607 с.
Фабр Ж.-А. 1963.
Жизнь насекомых. (Рассказы энтомолога). Москва. 460 с.

Это интересно:

Цилиндры Фараона

У некоторых изваяний, оставленных нам древнеегипетской культурой, можно заметить в руках два предмета цилиндрической формы, назначение которых историкам неизвестно. По этому поводу египтологи высказывали самые разные мнения: это могли быть тубусы для папирусов, рукоятки носилок, свернутые ароматические платки, печати... В рукописи "Тайны Жизни и Смерти" было приведено не только подробное описание, точная технология изготовления цилиндров Фараона, но и было описано их назначение - укрепление энергопотенциала и информационный контакт с высшими формами разума... Читать статью о Цилиндрах Фараона

Статья подготовлена по материалам книг и сети интернет


Поделись с друзьями



Рекомендуем посмотреть ещё:



Искусство Древней Греции. Крито-микенский (эгейский) период Раскраски с растениями и животными

ГДЗ по истории 5 класс рабочая тетрадь 1 и 2 часть Годер Хараппская цивилизация: утонувшая во времени Дизайны со стразами от компании МИР СТРАЗ Орнаменты всех времен и стилей - Art Tower Трафареты для декора - 40 ФОТО Скарабей. Священный жук. - t M Автоматизация свистящих звуков С, СЬ

ШОКИРУЮЩИЕ НОВОСТИ